Олдбой. Пак Чхан Ук.

Рецензия Владимира Матинова
18.02.2018
Французский писатель Александр Дюма является одним из самых экранизируемых авторов в мире. По мотивам его бессмертных произведений снято множество лент, от масштабных полотен и киноэпопей до клипов и мультфильмов. «Олдбой» (올드보이, 2003) южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука является, по сути, переложением на современный киноязык одного из главных романов Дюма — «Графа Монте-Кристо».
Фильм этот был восторженно принят критикой и зрителем, получив Гран-при в Каннах из рук самого Квентина Тарантино. Вообще, «Олдбой» поразительно созвучен тогдашней работе самого Тарантино, дилогии «Убить Билла». Обе картины представляют собой своеобразные кинокомиксы про вычурно кровавую месть. Различие только в локации (хотя фильм Тарантино тоже наследует азиатскому кинематографу, активно используя его приемы). Решение смешать классическую со времён античности историю про месть (следует оговориться, не разглашая, впрочем, всех нюансов, что в «Олдбое» обыграно сразу несколько древнегреческих мифов) с эстетикой комикса нельзя не признать удачным, ибо книги самого Дюма, печатавшиеся в журналах с картинками, являлись ничем иным, как комиксами своего времени
И Дюма, и Тарантино, и Пак Чхан Ук, по сути, следуют знаменитой формуле: «развлекая, просвещай», в легкой динамичной манере, без бергманизмов и брессонизмов, вводя самого широкого зрителя в контекст проблематики всей мировой культуры. Собственно, именно такой подход и принято называть «постмодерном» в обыденной речи, противопоставляя его высоколобому модерновому элитаризму тех же Бергмана и Брессона
Помимо античных сюжетов о мести и возмездии (а так же о роке, Ананке, о времени, с заходом в проблематику Пруста и Джойса), Пак Чхан Ук знакомит зрителя и с особенностями южнокорейской кухни (сцена с осьминогом вошедшая в анналы как некий оммаж Питеру Гринуэю). А также напоминает поклонникам Тарантино, откуда есть пошла эстетика оного. Кроме того, фильм играючи вбирает в себя всю музыкальную традицию Запада, филигранно миксуя, например, Вивальди и The Rolling Stones
Отдельная порция восторгов досталась техническому совершенству «Олдбоя». Оператор картины Чон Джон-хун («Служанка», «Оно»), вкупе с художниками и колористами, создал невероятно мрачную, темную, комиксовую картинку, очевидно, повлиявшую на киноэстетику второй половины нулевых годов. Вообще, бум азиатского кино, пришедшийся на нулевые, связан, во многом, именно с этим фильмом и его создателем. 
Следует добавить, что фильм «Олдбой» является центральным в т.н. «Трилогии Мести», куда входят менее известные, но достойные внимания картины «Сочувствие господину Месть» (복수는 나의 것, 2002) и «Сочувствие госпоже Месть» (친절한 금자씨, 2005). Фильмы эти сюжетно не связаны, но объединены общей тематикой и эстетикой
В 2013 году замечательный американский режиссер Спайк Ли снял голливудский ремейк «Олдбоя», оказавшийся, как это чаще всего и бывает с ремейками культовых картин, провальным. Что же касается оригинального фильма «Олдбой», то он, несомненно, займет свое место в истории мирового кино как образец своего жанра где-то по соседству с фильмами Квентина Тарантино и братьев Коэн.