В этом мире я больше не чувствую себя как дома. Мэйкон Блэр.

Рецензия Владимира Матинова
21.02.2018
Название черной трагикомедии "В этом мире я больше не чувствую себя как дома" (I Don't Feel at Home in This World Anymore, 2016) могло бы стать сегодня слоганом для многих, очень многих "простых граждан" по всему миру. Общество поляризуется и дифференцируется как никогда в Новой истории, заставляя вспомнить Средневековье и Древний Египет. Скажем, сегодня более половины мировых богатств принадлежит 1% самых обеспеченных людей, а начинающаяся роботизация заставляет пересмотреть взгляд на нужность человека в целом. Более того, сегодня, вследствие открытий в области естественных наук, всё более шатким делается трон "венца природы", отменяется сама человеческая эксклюзивность
В таком вот неуютном мире живёт главная героиня фильма Рут (Мелани Лински). Она и так-то не сильно этому миру нужна (как кажется миру), а тут ещё кража ценных ей субъективно бабушкиных вещей, а полиция, обслуживающая интересы, в основном, того самого 1% не сильно озабочена проблемами "маленького человека". Дальнейшее, в общем, легко представимо. 
Вообще, фильмы, подобные "В этом мире я больше не чувствую себя как дома" появляются за океаном сегодня с завидной регулярностью. Достаточно вспомнить и нашумевшую в свое время картину "Боже, благослови Америку" (2011), и недавнюю ленту "Три билборда на границе Эббинга, Миссури". Разница лишь в процентном отношении комедии и драмы. Все эти фильмы наследуют, отчасти, линии, проложенные такими титанами, как Оливер Стоун ("Прирожденные убийцы"), Артур Пенн ("Бонни и Клайд"), Николас Рэй ("Бунтарь без причины") и неизменные братья Коэн ("Фарго"). Можно сказать, что история маленького человека, взявшегося за ружье, является одной из центральных в мифе об Американской мечте, что логично: если осуществить мечту не дают, надо прийти и забрать. Собственно, именно таким должен был быть синопсис и звягинского "Левиафана", снятого — с поправкой на северный менталитет — на американский сюжет. 
Впрочем, "В этом мире я больше не чувствую себя как дома", режиссерский дебют актера Мэйкона Блэра, покоривший критиков фестиваля Санденс, как это часто случается в американском кино, имеет и дидактический аспект. Мир — по мнению режиссера — всё ещё в наших руках. Мы, а не кто-то другой, своим безответственным отношением делаем его неуютным, непригодным для жизни для таких "маленьких ангелов" как главная героиня Рут
Конечно, фильм хорош не только дидактикой и сюжетом. Он полон самого чёрного юмора в слегка абсурдном стиле вышеупомянутых братьев Коэн (ставших в последние годы, кажется, всеамериканским "нашим всем"). Мэйкон Блэр умеет мастерски держать внимание зрителя, а актёрский ансамбль, включающий, помимо прочего, знаменитого Элайджу Вуда, прекрасно справляется с поставленной перед ним задачей. 
И всё же, интересно наблюдать, насколько сильна педагогическая, нравоучительная составляющая в американском кино (и в целом в американской культуре), традиция, идущая от отцов-основателей американской нации, этих прямых наследников великого французского Просвещения